Первое, что приходит в голову: чем громче запись, тем меньше слышно шипение(шум).
Во-вторых, для качественной записи необходимо уделить внимание компьютерному оборудованию, а именно - звуковой карте и, конечно же, микрофону или нескольким микрофонам с разветвлениями (что необходимо для записи диалога или озвучивания видео разными актерами).
Но, если всего этого нет, а имеется лишь средняя по качеству звуковая карта и обычный микрофон, то единственное, к чему можно прибегнуть, это программная обработка.
Чтобы убрать шум рекомендуется использовать специальные программы - звуковые редакторы. Самыми популярными среди которых считаются CoolEditPro и SoundForge. Итак, кратко рассмотрим с помощью каких функций в вышеупомянутых программах это можно сделать. CoolEditPro:
1. Запускаем CoolEdit и открываем файл, предназначенный для обработки.
2. С помощью кнопки Zoom In Horizontally (Alt+стрелка вправо) и верхней полосы прокрутки (Ctrl+стрелки вправо/влево) находим в файле место, где записан только шум(шип) и выделяем его мышкой - щелкаем левой кнопкой и тянем, или Shift+стрелки вправо/влево. Обычно такое место находится в конце или в начале записи. Сделайте zoom как можно больше, и выделяйте осторожно, чтобы не захватить полезный сигнал. (При создании записи рекомендуется записать фоновый шум, например, в начале длительностью около 10 сек. В дальнейшем его легко можно будет удалить, но перед этим он понадобится для определения и удаления программой шума со всей записи)
3. Открываем меню Effects-Noise Reduction-Noise Reduction.
4. В появившемся окне нажимаем кнопку Get Profile from Selection.
5. Окно изменится, после чего кнопкой Close мли крестиком закрываем окно (ОК не нажимать!) и возвращаемся в главное окно программы.
6. Нажимаем Zoom Out Full Both Axis (рядом с кнопками горизонтального масштабирования), чтобы снять выделение и поместить файл целиком в окно, иначе он будет обработан не весь.
7. Снова открываем окно Noise Reduction. Наш образец шума никуда не исчез. Можно поиграться с настройками. Скажем, передвинуть ползунок Noise Reduction Level, если хотите убрать шум частично, или с помощью мышки составить любую форму синей линии в нижнем черном окне - тем самым изменяется частотный спектр подавляемого сигнала. Можно изменить режим Remove Noise/Keep Only Noise, если вам нужно проделать обратное действие: оставить только шум, убрав полезный сигнал (рекомендуется для проверки, не удалили ли вы вместе с шумом что-нибудь полезное). Хотя обычно очень хорошо работают настройки по умолчанию. В этом же окне, нажав кнопку Preview, можно послушать получаемый результат.
8. Нажимаем ОК, ожидаем пока программа обработает файл. Слушаем. Если что-то не устраивает, нажимаем Ctrl+Z и начинаем все с начала. Если результат удовлетворяет, сохраняем файл.
Примечание: при сохранении файлов Cool Edit не использует кодеки, установленные в системе. В частности, сохраняя файл в mp3, будет использован встроенный кодек Fraunhofer IIS MP3 Pro. Если же вы предпочитаете Lame, то следует сохранить файл в Windows PCM (*.wav), а потом кодировать его в другой программе, например Winamp.
Sonic Foundry:
С фоновым шумом (шипение микрофонов, собственный шум звуковой карты, помехи от невыключенных динамиков телевизора) лучше бороться с помощью Noise Reduction, редактора шума, разработанного фирмой Sonic Foundry. (До версии Sound Forge 4.0 это был отдельный плагин, встраиваемый в Tools. В Sound Forge версии 4.5 он поставляется вместе с программой и размещен в меню DirectX).
Перед тем, как запускать Noise Reduction в файле должна быть выделена пауза длиной не менее 100 мс.
Рекомендуется на слух проверить, что вы выделили как паузу - не попали ли туда посторонние звуки.
В самом плагине Noise Reduction выбираете закладку "Карта шума" и щелкаете опцию "Сбор данных для карты шумов". В отдельном окне Noise Reduction покажет спектр того, что содержится в выделенной паузе.
Если пауза выбрана правильно, то там будет только график, если нет - то кроме кривой там появится еще прямая линия, соединяющая нижнюю левую часть графика и направленная в сторону верхней правой.
Если возник такой рисунок, то выделеная пауза содержит щелчок или любую другую помеху. Такие вещи выделять не стоит. Только фоновый шум! В этом случае лучше всего закрыть плагин и поискать паузу почище. Остальные параметры плагина трогать не следует - они по умолчанию установлены правильно.
Если с графиком все в норме, то нажимаете кнопку "Просмотр". Модуль выполнит один проход для создания карты шума и перейдет в режим обработки. Noise Reduction теперь готов к работе в масштабе реального времени.
Для того, чтобы перейти с обработки выделенного фрагмента на весь файл, щелкните мышкой около переключателя "В реальном времени" и из всплывающего меню выберите "Выделить все". Для обработки файла нажмите "ОК". Если уровень шума снижен недостаточно, повторите операцию снова. Двух проходов обычно хватает даже для "самых грязных" записей.