Компания NVIDIA объявила официально о выпуске новых графических плат на базе чипа GT200. Спустя некоторое время после анонса четвертого поколения акселераторов ATI Radeon, мы можем, наконец-то, насладиться вычислительными возможностями новой архитектуры и сравнить решения от NVIDIA с предложениями от конкурента. Первые графические платы, которые используют всю мощь чипа GT200, получили название GeForce GTX 280 и GeForce GTX 260. Естественно, чем выше числовой индекс – тем более высокой производительностью отличается адаптер. Однако, как можно видеть, производитель существенно изменил структуру наименования. Этим он фактом он пожелал отметить революционность графической архитектуры, о которой мы и расскажем в дальнейшем. Вполне логично, что за девятой серией плат GeForce должна была пойти десятая, однако, как и ATI в свое время, NVIDIA решила сменить направление развития. И в этом есть свой смысл. Первоначально ожидалось появление чипа под названием и GT100, и D10U. Заграничные IT-издания путаются в названиях, а сама NVIDIA старается не присваивать ему инженерных ярлыков. Графический чип GT200 представляет собой чрезвычайно сложную архитектуру. Он использует 1.4 миллиарда транзисторов.
Технические характеристики:
Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 280 NVIDIA GeForce GTX 260
Графический чип: GTX 280 GTX 260
Технологический процесс: 65 нм 65 нм
Рабочая частота ГП: 602 МГц 576
Рабочая частота шейдерного блока: 1296 МГц 1242 МГц
Количество унифицированных процессоров: 240 192
Эффективная частота работы памяти: 2214 МГц 1998 МГц
Ширина шины памяти: 512 бит 448 бит
Объем памяти: 1 Гбайт 896 Мбайт
Количество блоков ROP: 32 28
Разъемы питания: 1х8 pin, 1x6 pin 2x6 pin
Энергопотребление: 236 Вт 182 Вт
Платы GeForce GTX 280 и GeForce GTX 260 используют один и тот же чип, однако младшая версия отличается отключенными шейдерными блоками, тактовой частотой работы самого ГП и шейдеров, а также некоторыми другими деталями. За подробностями рекомендуем обратиться к таблице характеристик. Архитектура GT200 действительно новая, но полностью независимой от предыдущих решений ее считать нельзя. Таковым можно считать эпохальный G80, с которого началась новая страница истории графических акселераторов. Унифицированные процессоры, невиданные возможности – все это было реализовано в первом чипе восьмого поколения. Архитектура G80 продемонстрировала свою высокую эффективность, однако и она работала не совсем так, как хотели инженеры. Целью создателей GT200 было исправить все ошибки, присущие G80 и подготовить индустрию к более прогрессивным решениям. В свое время то же самое было сделано с NV40, который был де-факто преобразован в более совершенный G70.
Графический чип GT200, если говорить просто, поддерживает два режима функционирования – вычислительные действия и работа с графикой. То есть графический процессор возлагает на себя часть задач, которые должен выполнять центральный процессор. По мнению специалистов NVIDIA использование в игровой системе процессора среднего уровня и мощной видеокарты – оптимальный вариант организации – сейчас и в будущем. При разработке чипа GT200 производителем ставились задачи создания ядра, превосходящего по производительности в два раза скорость G80. И представители AMD, и сотрудники NVIDIA сходятся во мнении, что игры становятся со временем все более требовательными, так что дальнейшее увеличение мощности и усложнение структуры необходимы и неизбежны. Так же при производстве GT200 учитывался фактор производительности архитектуры на ватт и квадратный миллиметр площади чипа. И, наконец, важным было снижение уровня потребления энергии в режимах без нагрузки. Соответствующая работа была проведена, и производителю удалось решить практически все поставленные задачи.
Итак, что же получает на деле обладатель NVIDIA GeForce GTX 280. Видеокарта поддерживает технологии NVIDIA PhysX, Microsoft DirectX 10, Shader Model 4.0, NVIDIA CUDA, GigaThread, NVIDIA PureVideo HD и NVIDIA HybridPower. Несмотря на размеры плат, пользователь может оснастить свою систему одной, двумя или тремя идентичными видеокартами, которые объединят производственные возможности посредством все той же опции SLI. Что касается выпускаемых решений, то все они будут произведены по одному образцу. Руководство NVIDIA выступает против разгона и доработки флагманских решений линейки и в случае несоблюдения партнерами данного условия, лишает продукты гарантии.
Рассматриваемый нами акселератор отличает от прототипа только наклейка на корпусе. Карта во многом напоминает выпущенные ранее GeForce 9800 GX2 и GeForce 9800 GTX. Впрочем, это и не удивительно. Систему охлаждения как GeForce GTX 280, так и для вышеупомянутых предшественников проектировали в Cooler Master. Обе стороны устройства закрыты кожухом из черного пластика и металла. Охладитель – типовая турбина с медным основанием, которое соприкасается с процессором и алюминиевым каркасом. Память контактирует с кулером посредством толстых термопрокладок. Графический чип прикрыт металлической крышкой для предотвращения повреждений при демонтаже системы охлаждения. Количество чипов памяти достигло 16. Разрядность шины памяти в свою очередь возросла до 512 бит. Удивительно, но схемы сделаны компанией Hynix. Ранее на дорогих платах память была исключительно марки Samsung. Время отклика памяти равно 0.8 нс, что соответствует эффективной частоте 2400 МГц. Нашлось место и отдельному чипу NVIO, который необходим для поддержки аналоговых дисплеев и интерфейсов D-Sub, а также S-Video.
Решить проблему энергопотребления для высокопроизводительных видеокарт – важная задача. Сегодня акселератор потребляет фактически как целый компьютер. Тем не менее, в GeForce GTX 280 эта проблема была некоторым образом решена. В режиме простоя плата «кушает» не более 25 Вт. Если пользователь просматривает видео в формате Blu-Ray, то затраты составляют 35 Вт. В случае же полной нагрузки уровень TDP не превышает 236 Вт. В принципе, сам графический чип можно и вовсе отключить, благодаря технологии Hybrid Power, которая была опробована на решениях раннего поколения. Материнские платы с чипсетами NVIDIA nForce 780 или NVIDIA nForce 790i перекладывают несерьезные задачи на встроенный графический контроллер – силы внешней видеокарты задействуются только в случае серьезной необходимости (играх, обработке графики).
Стоит отметить, что методика тестирования практически полностью аналогична той, что мы использовали при экспериментах с AMD Radeon HD 4850. Видеокарты прогонялись как в среде Microsoft Windows Vista Ultimate, так и в операционной системе Microsoft Windows XP Professional. В среде Windows XP Crysis запускался с настройками High, а при переходе на Vista – мы устанавливали Maximum. Настройки остальных тестовых приложений не изменялись и были максимальными. Разрешение экрана 1280x1024 пикселя. Сглаживание отключено. Версия драйверов NVIDIA - Forceware 177.41, ATI - CATALYST 8.6.
Материнская плата: Intel P35 (Abit IP35 PRO)
Процессор: Intel Core 2 Duo E6750 (2.66 ГГц)
Память: 2 Гбайт (Corsair XMS2-8000 2x512 Мбайт, OCZ PC2 8000 2x512 Мбайт)
Жесткий диск: RAID 0 из двух Samsung 80 Гбайт SATA II
Блок питания: ThermalTake W0131RE 850W
Операционная система: Microsoft Windows XP Professional, Microsoft Windows Vista Ultimate